В машиностроении расчет прочности производят по допускаемым напряжениям, которые устанавливаются в зависимости от следующих основных факторов:
Допускаемые напряжения рассматриваются как фактор технико-экономический. С развитием техники они непрерывно повышаются. Их определяют как частное от деления напряжения, условно принимаемого в качестве разрушающего, на коэффициент запаса прочности.
Допускаемое напряжение при растяжении [σ]р обычно называют основным. Допускаемые напряжения при других видах усилий определяются как производные от [σ]р.
При сжатии коротких элементов, в которых продольный изгиб не может иметь места, допускаемое напряжение [σ]сж принимается равным [σ]р. При сжатии длинных элементов [σ]сж принимается равным [σ]рс, где [σ]р - коэффициент продольного изгиба, зависящий от гибкости сжатого элемента.
При изгибе стальных конструкций допускаемые напряжения на изгиб принимаются равными [σ]р.
При срезе допускаемое напряжение принимается в зависимости от теории прочности, положенной в расчет. Обычно допускаемое напряжение на срез [τ]=0,5 - 0,6[σ]р.
Как правило, при статических нагрузках допускаемое напряжение [σ]р=[σ]р/К - где К - коэффициент запаса прочности, принимаемый обычно равным 1,4 - 1,6. При динамических переменных нагрузках вместо [σ]т принимают величину предела выносливости. При этом учитывают также величину эффективных коэффициентов концентрации.