Этот способ осуществляется с использованием ацетилена. В отдельных случаях возможно применение пропанобутановой смеси и метана. Сварка производится нормальным пламенем при незначительном избытке ацетилена (р = 1,1 ÷ 1,2). При выборе горелки исходят из расхода примерно 100 л/ч ацетилена на 1 мм толщины основного металла. Номер наконечника выбирают в зависимости от толщины свариваемого металла:
b, мм |
1-1,5 |
2-4 |
4-6 |
7-9 |
10-12 |
14-16 |
Номер наконечника (приацетилено-кислородномпламени) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
При сварке пропанобутановым или метановым пламенем выбирают наконечник на один-два номера больше, чем при использовании ацетилена.
Для защиты металла от окисления газами пламени и удаления возможных оксидов с кромок деталей при сварке применяют специальные флюсы. Наибольшее распространение получил флюс АФ-4А, который обладает лучшими технологическими свойствами. Диаметр присадочной проволоки выбирают в зависимости от толщины свариваемого металла:
b, мм |
1,5 |
1,5-3 |
3-5 |
5-7 |
7-10 |
dпр.п,мм |
1,5-2 |
2-3 |
3-4 |
4-4,5 |
4,5-5,5 |
Сварка алюминия и его сплавов выполняется «левым» способом. Длинные швы сваривают с применением прихваток при шаге от 15 мм (b =1÷1,5 мм) до 35-40 мм (b=4-5мм). Металл (b=4 мм) сваривают без разделки кромок, в один проход. Для металла больших толщин выполняют разделку кромок. При сварке тонколистовых конструкций применяют отбортовку кромок, а также специальные меры для борьбы с короблением (дополнительные жесткости в виде выштампованных зиговок, располагаемых вдоль свариваемых кромок, и др.). При сварке листов толщиной более 8-10 мм производят общий или местный подогрев газовой горелкой до температуры 250-300 °С. После сварки остатки флюса удаляют, так как они могут привести к разъеданию шва и основного металла. Для этой цели швы промывают теплой или подкисленной водой (2%-ным раствором хромовой кислоты). При заварке дефектов литья также рекомендуются предварительный подогрев деталей до 300° С и их отжиг после сварки.
Механические свойства сварных соединений при газовой сварке, как правило, несколько ниже свойств основного металла предел прочности соединений из технического алюминия 63,8-86,8 МПа, из сплавов АМц - 86,8÷112,8 МПа, АМг5 - 176,6÷215,8 МПа.
ЛИТЕРАТУРА
Сварка и свариваемые материалы в трех томах под общей редакцией докт. техн. наук В. Н. Волченко том 1 Свариваемость материалов Под редакцией проф. докт. техн. наук Э. Л. Макарова
Справочник по сварке цветных металлов / Гуревич С. М.; Отв. ред. Замков В. Н.- 2-е изд., перераб. и доп.- Киев; Наук, думка, 1990.- 512 с.
Технология и оборудование сварки плавлением. Под редакцией Г. Д. Никифорова. Учебник для студентов вузов. М., «Машиностроение», 1978. 327 с. с ил.
Технология электрической сварки металлов и сплавов плавлением. Под ред. акад. Б. Е. Патона. М., «Машиностроение», 1974. 768 с.